0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Группа по делам несовершеннолетних

На страже прав и интересов детей: система работы комиссии по делам несовершеннолетних в Минской области в современных условиях

14 января 1918 года в разгар гражданской войны Декретом Совета Народных Комиссаров, подписанным Владимиром Лениным, были созданы комиссии по делам несовершеннолетних. Их основной задачей стала не столько борьба с детскими правонарушениями, сколько их профилактика, а также охрана прав и интересов детей. Работа велась под лозунгом: «Для детей нет суда и тюрьмы».

О системе работы КДН в Минской области в современных условиях «МП» рассказала заместитель председателя комиссии по делам несовершеннолетних облисполкома Алла Кардаш.

– Алла Сергеевна, что представляет собой комиссия по делам несовершеннолетних Минской области?

– Комиссии так и остались органом коллегиальным, государственно-общественным, не имеющими штатов, действующих на постоянной основе. Возглавляют КДН в регионах заместители председателей райгорисполкомов (облисполкомов), курирующие социальную сферу. У председателя есть заместитель, обеспечивающий организацию работы комиссии, – единственная штатная единица в регионе. В состав КДН входят не только врач и педагог, но и руководители государственных органов, учреждений и организаций, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также представители общественных организаций. В Минской области действуют 22 районные, городская и областная комиссии по делам несовершеннолетних.

– Какие задачи выполняют комиссии?

– Основные направления деятельности – профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, защита прав и интересов детей, анализ криминогенной ситуации в семьях и принятие мер для ее улучшения. КДН – главный координирующий орган в этом деле. Однако в последние годы наши полномочия значительно расширились. Со вступлением в силу с 1 января 2007 года Декрета № 18 стала кардинально меняться система работы по защите прав и законных интересов детей. Документ предоставил дополнительные механизмы сохранения родных семей для многих детей и дал шанс родителям вовремя исправить ситуацию.

До принятия Декрета № 18 при выявлении несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении, решался вопрос о лишении родителей их прав на детей. Сейчас у родителей появилось право на получение разносторонней помощи для сохранения семьи. Пока дети на полгода помещаются на государственное обеспечение в детский социальный приют либо замещающую семью, родители должны найти работу, пройти лечение от алкогольной зависимости, создать условия для жизни и воспитания сына или дочери. Если все условия выполнены, по решению комиссии несовершеннолетние вновь возвращаются в биологические семьи.

Первый советский Закон о комиссиях по делам несовершеннолетних утвержден в 1967 году. Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» Республика Беларусь приняла 31 мая 2003 года и вновь возложила на комиссии координирующую роль в работе по защите прав детей.

В 2016 году в родные семьи вернулось 64% детей, временно изъятых из семей. На сегодня более 200 мальчиков и девочек из 127 семей, которых КДН признала нуждающимися в защите государства, мечтают вернуться к маме и папе.

– Каковы основные причины попадания ребенка в кризисную ситуацию?

– В настоящее время в Минской области в 2718 семьях живет около 5 тысяч детей, которые были признаны находящимися в СОП. Практически в половине семей родители злоупотребляют алкоголем или другими психоактивными веществами, не работают. Более тысячи детей проживает в условиях скандалов, ссор между родителями, насилия в семье. В такой ситуации мы предлагаем помощь кризисных комнат при территориальных центрах социального обслуживания населения, а также кризисных центров в Боровлянах и Марьиной Горке.

Среди неблагополучных семей есть и такие, которые не оплачивают коммунальные услуги, не заготавливают в достаточном количестве топливо на зиму, не одевают детей по сезону, не ухаживают за младенцами либо иным образом халатно относятся к выполнению своих родительских обязанностей.

– Как узнаете о таких семьях?

– О таких проблемах семьи и ребенка сообщают специалисты государственных органов и организаций, родственники, соседи. Отдел образования совместно с другими службами незамедлительно проводит социальное расследование. После признания ребенка находящимся в СОП разрабатывается межведомственный план по защите его прав, сообща, с участием родителей, определяются меры, которые должны помочь семье устранить проблемы.

Сегодня мы можем сказать, что межведомственное взаимодействие в работе с семейным неблагополучием в регионах обеспечено. Но бывают и сбои. Тогда КДН разбирается, кто есть «слабое звено» в системе профилактики. Вопросы выносим на заседания комиссии, обнажаем проблемы, вырабатываем конкретные меры, а зачастую вносим акты реагирования, требуем привлечения должностных лиц к дисциплинарной ответственности.

– Часто бывают такие случаи?

– За текущий год территориальными комиссиями проведено 177 проверок учреждений системы профилактики и внесено 105 актов реагирования по выявленным нарушениям. Иногда приходится жестко реагировать и комиссии по делам несовершеннолетних облисполкома. В этом году внесено представление председателю Минского райисполкома за недостатки в организации контроля за положением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на воспитании в Детской деревне «Истоки».

Читать еще:  Грибная поляна салат все буде смачно

Проинформировали заместителя министра образования о выявленных комиссией по делам несовершеннолетних облисполкома совместно с прокуратурой Минской области нарушениях в работе лечебно-воспитательного учреждения закрытого типа.

За 11 лет действия Декрета №18 признано нуждающимися в государственной защите и отобрано у родителей 7538 детей из 4294 семей, где были условия, угрожающие безопасности детей. Более 60% из них вернулись в родные семьи. Контроль за условиями жизни таких детей, организация помощи их семьям – ежедневная забота и ответственность сотрудников КДН.

При комиссиях работают межведомственные рабочие группы, которые по поручению председателей комиссий проводят рейды и целевые мониторинги в регионах. Это может быть плановый или экстренный выезд, связанный с возросшим уровнем детской преступности, гибелью ребенка от внешних причин. Мы постоянно изучаем причины и условия, которые влекут за собой трагические случаи с детьми, но иногда, к сожалению, бывает поздно. Теряем детей в большинстве случаев по недосмотру родителей. Организуются межведомственные рейды с посещением всех сложных категорий семей и детей, с которыми проводится индивидуальная профилактическая работа. По итогам готовятся протоколы поручений председателя комиссии для немедленного решения выявленных проблем (в этом году около 170). Подобных семей на заседаниях районных комиссий рассмотрено более 800.

– По какой системе работают комиссии по делам несовершеннолетних с юными правонарушителями?

– Причиной попадания в СОП несовершеннолетнего становится неоднократное нарушение административного законодательства либо совершение уголовного преступления ребенком, который не достиг возраста наступления уголовной ответственности. Решение о признании его находящимся в социально опасном положении принимает совет по профилактике безнадзорности и правонарушений учреждения образования. Предварительно специалисты изучают положение детей в семье, причины и условия совершения ребенком правонарушений.

– Каковы результаты работы КДН за последние годы?

– Уровень детской преступности в Минской области за последние 10 лет снизился в 4 раза (с 1091 преступления в 2007 году до 253 в 2017-м). В 3 раза уменьшилось количество выявленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (с 802 до 267). Более чем в 2,5 раза уменьшилось количество детей, отобранных у родителей (с 692 до 267). Приведенная статистика иллюстрирует эффективность нашей общей профилактической работы. При этом острые проблемы современного общества, конечно, есть и в Минской области: борьба с наркоманией и алкоголизмом среди подростков, устранение социального сиротства. Здесь задействовано множество структур, работающих в одной команде.

Кристина Курилович, «Мінская праўда», 14 ноября 2017 г.
(фото
«Мінская праўда»)

Минский городской исполнительный комитет
220030, Минск, проспект Независимости 8, mgik@minsk.gov.by

  • Власть
    • Республиканские государственные органы
      • Комитет государственного контроля Республики Беларусь
      • Управление КГБ по г.Минску и Минской области
      • Прокуратура города Минска
      • Управление Следственного комитета Республики Беларусь по г. Минску
      • Инспекции МНС Республики Беларусь по городу Минску
      • Минское городское управление МЧС
      • Минский городской комитет природных ресурсов
        и охраны окружающей среды
      • Минское городское агентство по государственной регистрации
      • Минский городской центр гигиены и эпидемиологии
      • Главное статистическое управление города Минска
      • Минское городское управление по надзору
        за рациональным использованием ТЭР
      • Минское городское управление Фонда социальной защиты
      • Представительство Республиканского центра по оздоровлению
        и санаторно-курортному лечению населения
      • Управление Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь по г.Минску
    • ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ
    • Мингорсовет депутатов
    • Депутаты Палаты представителей от г. Минска
    • Члены Совета Республики Национального собрания от г. Минска
    • ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ
    • Мингорисполком
    • Руководство Мингорисполкома
    • Структурные подразделения Мингорисполкома
      • Комитеты
      • Управления
      • Главное управление внутренних дел
    • Администрации районов г. Минска
      • Заводской район
      • Ленинский район
      • Московский район
      • Октябрьский район
      • Партизанский район
      • Первомайский район
      • Советский район
      • Фрунзенский район
      • Центральный район
    • СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ
    • Минский городской суд
    • Экономический суд города Минска
    • ПРЕДПРИЯТИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ
    • Предприятия и организации
  • Администрации районов Минска
    • Заводской район
    • Ленинский район
    • Московский район
    • Октябрьский район
    • Партизанский район
    • Первомайский район
    • Советский район
    • Фрунзенский район
    • Центральный район
  • О Минске
    • Устав города
    • Символика
    • История города
    • Руководители города с 1879 года
    • Общие сведения
    • Почетные граждане
    • Минчане года
    • Города-побратимы
    • Знаменательные даты
    • Фотогалерея
    • Видеоролик о г.Минске
    • Экскурсионный путеводитель
  • Одно окно
    • «Одно окно» Мингорисполком
    • «Одно окно» Заводской район
    • «Одно окно» Ленинский район
    • «Одно окно» Московский район
    • «Одно окно» Октябрьский район
    • «Одно окно» Партизанский район
    • «Одно окно» Первомайский район
    • «Одно окно» Советский район
    • «Одно окно» Фрунзенский район
    • «Одно окно» Центральный район
  • Обращения
    • Электронные обращения
    • Запись на прием к главам администраций районов г. Минск
    • Нормативные документы
    • График «прямых телефонных линий»
    • Графики приема граждан и юридических лиц
    • Ответы на электронные обращения, носящие массовый характер
  • Объявления
    • Конкурсы
    • Аукционы
    • Аренда помещений
    • Закупки
    • Все объявления
  • Контакты

Комиссия по делам несовершеннолетних Мингорисполкома пр-т Независимости 8, г. Минск
тел.: +375 17 2180147

Минская городская комиссии по делам несовершеннолетних в пределах своих полномочий в целях осуществления профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав:

  • разрабатывают и реализуют через соответствующие государственные органы, организации мероприятия по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, устранению причин, вызывающих эти явления, устройству детей и подростков, охране их прав;
  • контролируют и координируют деятельность нижестоящих комиссий по делам несовершеннолетних, оказывают им методическую помощь, обобщают и распространяют опыт работы этих комиссий;
  • осуществляют иные полномочия по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав, предусмотренные законодательством Республики Беларусь.

Районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних в пределах своих полномочий в целях осуществления профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав организуют работу органов, учреждений и иных организаций, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в соответствии со статьей 12 Закона Республики Беларусь «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Читать еще:  Грушевый пирог простой рецепт в духовке

Кроме того, районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних в пределах своих полномочий в целях осуществления профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав:

  • признают несовершеннолетних нуждающимися в государственной защите. Утверждают и контролируют выполнение межведомственных планов защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите;
  • дают согласие на расторжение трудового договора с работниками моложе восемнадцати лет по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 2, 3 и 6 статьи 42 Трудового кодекса Республики Беларусь;
  • обращаются в установленном законодательством порядке в суд с заявлениями в защиту прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних, защиту иных интересов несовершеннолетних;
  • вносят на рассмотрение городских, районных исполнительных комитетов и администраций вопросы о состоянии воспитательной и профилактической работы, производственного обучения, трудоустройства и направления на учебу несовершеннолетних;
  • принимают участие в необходимых случаях в рассмотрении соответствующими органами, учреждениями и организациями, осуществляющими профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, материалов о правонарушениях или иных антиобщественных действиях несовершеннолетних, их родителей или лиц, их заменяющих;
  • посещают несовершеннолетних по месту жительства, работы или учебы, проводят беседы с несовершеннолетними, их родителями, лицами, их заменяющими;
  • проводят прием несовершеннолетних, родителей или лиц, их заменяющих, и иных граждан;
  • осуществляют иные полномочия по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав, предусмотренные законодательством Республики Беларусь.

Районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних в целях осуществления профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав в пределах своих полномочий организуют индивидуальную профилактическую работу органов, учреждений и иных организаций, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в отношении категорий несовершеннолетних в соответствии со статьей 5 Закона Республики Беларусь «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Кроме того, районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних в целях профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав в рамках своих полномочий организуют индивидуальную профилактическую работу органов, учреждений и иных организаций, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в отношении категорий несовершеннолетних:

  • совершивших иные антиобщественные действия;
  • проживающих в семьях, находящихся в социально опасном положении;
  • оказавшихся в иной трудной жизненной ситуации и нуждающихся в социальной помощи и реабилитации.

Районные, в городах комиссии по делам несовершеннолетних в пределах своих полномочий в целях профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав осуществляют контроль за:

  • состоянием воспитательно-профилактической работы с несовершеннолетними, состоящими на учете в инспекциях по делам несовершеннолетних, находящихся в приемниках-распределителях, воспитательных колониях, за условиями воспитания, обучения и содержания несовершеннолетних в учреждениях, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации, в детских интернатных учреждениях, учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, специальных учебно-воспитательных и лечебно-воспитательных учреждениях, других учебных заведениях, учреждениях культуры, спортивно-оздоровительных учреждениях, иных организациях и по месту жительства;
  • выявлением несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства;
  • состоянием воспитательной работы с несовершеннолетними в организациях, в которых они работают;
  • организацией воспитательно-профилактической работы с несовершеннолетними, к которым применены меры воспитательного характера, осужденными к видам наказания, не связанным с лишением свободы, досрочно освобожденными от отбывания наказания, вернувшимися из воспитательных колоний, специальных учебно-воспитательных и лечебно-воспитательных учреждений (совместно с органами внутренних дел), совершившими административные правонарушения.

Районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних в пределах своих полномочий:

  • координируют индивидуальную профилактическую работу органов, учреждений и иных организаций, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в отношении родителей или лиц, их заменяющих, если они не исполняют или ненадлежащим образом исполняют свои обязанности по воспитанию, обучению или содержанию несовершеннолетних, либо отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними или иным образом нарушают права несовершеннолетних;
  • выполняют функции органов опеки и попечительства при вынесении решения об отобрании ребенка;
  • формируют комиссию, в состав которой включаются представители управления (отдела) образования местного исполнительного и распорядительного органа (далее — управление (отдел) образования), органа внутренних дел и при необходимости управления (комитета, отдела) здравоохранения местного исполнительного и распорядительного органа, а также иных организаций, для отобрания ребенка у родителей (единственного родителя), признанного нуждающимся в государственной защите;
  • устанавливают при принятии решения о помещении ребенка на государственное обеспечение наличие у родителей этого ребенка недвижимого имущества и (или) транспортного средства и информируют в течение дня, следующего за днем принятия решения об отобрании ребенка у родителей (единственного родителя), государственный орган, осуществляющий регистрацию недвижимого имущества, по месту нахождения данного имущества и управление Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел о возникновении у родителей (единственного родителя) обязанности возмещения расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, для наложения запрета на отчуждение имущества и (или) транспортного средства.

В случае жестокого обращения, запугивания, суицидальных настроений, нежелательной или незапланированной беременности, семейных проблем, проблем во взаимоотношениях с представителями противоположного пола или в общении, Вы можете обратиться на Детскую круглосуточную линию с любого стационарного и мобильного телефона в пределах республики, где Вам окажут конфиденциальную экстренную психологическую помощь.

Общереспубликанский единый номер – 8 801 100 16 11 (звонок бесплатный), по г. Минску – 315 00 00.

  • пр-т Независимости 8, 220030, г. Минск
  • +375 17 2180147

ПДН: что это такое?

Преступления совершают не только взрослые. К несчастью, всё больше становится малолетних правонарушителей. Для борьбы с этим явлением и существует должность инспектора по делам несовершеннолетних.

Читать еще:  Готовим с настей скрипкиной

Инспектор по делам несовершеннолетних: обязанности и права

Что такое ПДН в полиции? Расшифровка проста – по делам несовершеннолетних. В обязанности такого инспектора, главным образом, входят профилактические беседы с целью профилактики правонарушений среди детей и подростков.

Также инспекция по делам несовершеннолетних занимается контролем противоправных действий в их среде. Такие инспекции входят в систему МВД, и отличаются по уровню подчинения:

  • Муниципальные, городские, районные;
  • Управления внутренних дел и административных образований;
  • Транспортные подразделения.

Инспекторы ПДН в школе и иных детских учреждения ведут дела, в которые заносятся все правонарушения. Эти сведения в будущем передаются в военкоматы и высшие учебные заведения.

Среди полномочий инспекторов не только сбор информации и профилактические беседы. В случаях серьёзных преступлений он вправе направить ребёнка в специальные учреждения закрытого типа (изоляционные центры, спецшколы).

Также в обязанности инспектора входит правовая защита подростков, которых склоняют к преступной деятельности.

Что касается профилактики девиантной и преступной деятельности, то она распространяется, главным образом, на несовершеннолетних:

  • Употребляющих наркотики;
  • Освобождённых, помилованных;
  • Нарушивших закон;
  • Обвиняемых в преступной деятельности, но находящихся на свободе;
  • Нуждающихся в реабилитации после освобождения;
  • Условно осужденных и отправленных на исправительные работы.

Важно и то, что нерадивые опекуны часто негативно влияют на своих подопечных. И инспектор ПДН должен работать также и с ними, чтобы снизить такое влияние.

Работа инспектора ПДН

Поскольку для проведения профилактических бесед очень важно психологически воздействовать на подростка, инспектор должен расположить его к себе. Поэтому часто в этой должности видят, главным образом, женщин. Дети чувствуют себя рядом с ними более спокойно.

Важно, чтобы инспектор разъяснял им всё на понятном языке, но с соблюдением правовых аспектов. А вот родителям правонарушителей обязательно нужно разъяснить все юридические нюансы действий их детей и возможные правовые последствия.

Поскольку одной из важнейших задач инспектора ПДН является наладить контакт с детьми и объяснить большое значение воспитания их родителям или опекунам, то важно наличие у него психолого-педагогической подготовки. Но при этом основой должно быть профильное юридическое образование.

Инспектор должен не только пресекать преступления, но и выяснить причины, по которым подросток их совершил.

Как заводят дела на несовершеннолетних?

Есть ряд законодательных документов, на основании которых работают инспекторы ПДН:

Есть вопрос к юристу? Спросите прямо сейчас, позвоните и получите бесплатную консультацию от ведущих юристов вашего города. Мы ответим на ваши вопросы быстро и постараемся помочь именно с вашим конкретным случаем.

Телефон в Москве и Московской области:
+7 (499) 450-38-95

Телефон в Санкт-Петербурге и Ленинградская области:
+7 (812) 317-73-96

Бесплатная горячая линия по всей России:
8 (800) 600-25-34

  • Федеральный Закон №120;
  • УК РФ, главы 14 и 20;
  • УПК РФ, главы 73, 420, 421;
  • УИК РФ, статьи 183, 187-190;
  • Административный кодекс, статьи 5 и 20.

Конкретно процесс оформления дела включает следующие стадии:

  • Оформление карточки учёта и дела подозреваемого;
  • Сбор объяснений сторон конфликта, преступления;
  • Сбор материалов;
  • Оформление акта об условиях проживания ребёнка;
  • Сбор данных, справок о работе с ребёнком и его родителями, опекунами;
  • Характеристики на ребёнка.

По результатам проводится беседа и выдаётся документ по делу и проведённой работе. Контроль над подростком в дальнейшем также ложится на плечи инспекторов ПДН.

Через полгода, родители могут подать заявление о снятии подростка с учёта, при условии отсутствия у него новых правонарушений.

Как стать инспектором?

Каждый инспектор закреплён за конкретной территорией. Размеры этой территории назначает глава отдела МВД, к которому относится данный инспектор. Его инструктируют о положении дел на данной территории.

Согласно приказу МВД №845 для устройства на должность инспектора ПДН нужны следующие документы:

  • Гражданство РФ;
  • Военный билет;
  • Юридическое или педагогическое образование;
  • Медкомиссия;
  • Отсутствие судимостей у родственников.

Права инспектора

Инспектор в праве:

  • Вызвать подростка и его представителя для беседы;
  • Задавать вопросы, касающиеся ребёнка и его поступков;
  • Доставить подростка в полицию на три часа для личного досмотра.

Все дела инспектор заносит в специальный журнал. Хранятся дела три года. Потом ещё два года они хранятся в архиве. После этого уничтожаются.

Используются данные журнала для отслеживания подростка, в случае повторного совершения преступления.

Заседание комиссии

Все дела, связанные с правонарушениями, рассматриваются комиссией по делам несовершеннолетних на специальном заседании. В процессе заседания ведётся протокол. По его итогам принимается документ о дальнейших действиях в отношении правонарушителя.

Рассмотрение материалов проходит в присутствии ребёнка и его родителей. Рассматриваются административные материалы, исключение из школ и взаимоотношения в семье.

Всегда ли инспектор прав?

Бывают ситуации, когда инспектор принимает неправомерное решение по причине введения его в заблуждение или по иным причинам. В таком случае родители подростка могут попытаться обжаловать решение инспектора ПДН.

Как обжаловать действия инспектора по делам несовершеннолетних?

Для обжалования необходимо подать жалобу на имя начальника инспекции по делам несовершеннолетних. В случае неудовлетворительного решения по жалобе, можно подать жалобу в вышестоящую инстанцию или в суд.

Защита прав детей и подростков

Нужно помнить, что инспектор ДПН занимается не только расследованием и наказанием малолетних преступников, но и защитой детей. Во-первых, тех, кто стал жертвой преступления или подвергается угрозам со стороны преступника. Во-вторых, защитой тех детей, которых вовлекают в преступную деятельность уговорами или угрозами.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector