1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Грустное лицо комедии или наконец подведенные итоги

Читать онлайн «Грустное лицо комедии» автора Рязанов Эльдар Александрович — RuLit — Страница 1

Грустное лицо комедии

В наше время (к сожалению или к счастью?) кино, а не книга является самым массовым видом искусства. Молодёжь и школьники смотрят кино охотно — из-за потребности найти ответы на сегодняшние и вечные вопросы жизни, из-за желания развлечься, отдохнуть, посмотреть «что-нибудь интересное», из-за… нечего делать. О фильмах говорят и спорят, их героям подражают, быстро подхватывают песни из полюбившихся картин. Но о фильмах пишут мало книг, тем более книг, интересных для молодёжи. Книга кинорежиссёра Эльдара Рязанова «Грустное лицо комедии» в какой-то степени заполнит этот пробел.

Для тех, кто не знает все фильмы Рязанова, напомним. Он снял: «Весенние голоса» (1955), «Карнавальная ночь» (1956), «Девушка без адреса» (1957), «Человек ниоткуда» (1960), «Гусарская баллада» (1962), «Дайте жалобную книгу» (1964), «Берегись автомобиля!» (1966), «Зигзагудачи» (1968), «Старики-разбойники» (1971), «Необыкновенные приключения итальянцев в России» (1973), «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» (1975), «Служебный роман» (1977). Кроме того, Э. Рязанов в соавторстве с Э. Брагинским написал несколько пьес.

Народный артист РСФСР, лауреат Государственной премии СССР, Эльдар Рязанов все свои силы отдаёт самому трудному, быть может, жанру — комедийному. Он любит людей и считает своей «главной обязанностью» вызывать у зрителей улыбку. Но сквозь эти улыбки пробивается грусть, за каждым из забавных эпизодов просвечивает озабоченное лицо автора. Для него характерны острый и добрый ум, цепкая наблюдательность, природный юмор, зоркое внимание к необычным поворотам жизни. В нём живы ещё (несмотря на только что исполнившиеся 50 лет!) юношеская непосредственность, тяга к героическому, смелость и искренность.

Всё это делает книгу «Грустное лицо комедии» близкой молодёжи. Они узнают здесь об истории создания некоторых фильмов, о людях, которые делают кино, — об операторах, монтажёрах, осветителях, каскадёрах, сценаристах, режиссёрах и… конечно, об актёрах, а главное, о том, что любая профессия в кино (да и вообще в жизни) требует высокопрофессионального, а не дилетантского отношения к делу, самоотверженного, а значит, счастливого служения.

О сером попугае

Вступительные надписи фильма, титры, сообщают публике, кто, собственно говоря, «повинен» в его создании. Когда зритель читает, что сценарий написал такой-то, он представляет себе, в чём заключалось занятие кинодраматурга. Автор сценария сочинил сюжет, придумал персонажей, наделил их репликами и вложил во всю историю идею, если она только у него была. Труд артистов тоже ясен зрителю. Они выучили роли и сыграли их перед киноаппаратом. А за киноаппаратом стоит оператор. И разумеется, именно он фиксирует действие на киноплёнку. Оператор ищет места натурных съёмок, решает, когда снимать сцену — на восходе или в дождь, устанавливает кадр, выбирает ракурс съёмки, освещает актёров в декорациях. Художник же рисует эскизы декораций, строит их в павильонах студии, задаёт цветовую и тональную гамму. Короче говоря, оператор и художник — авторы изобразительного решения кинокартины. Мне кажется, не надо растолковывать, в чём заключается миссия композитора. Проникшись идеей, образами и настроением сценария, он пишет музыку и песни, которые раскрывают душевный мир героев и усиливают эмоциональное воздействие фильма на публику.

Нетрудно догадаться, что звукооператор записывает на плёнку реплики актёров, музыку, подбирает нужные для картины шумы. Можно объяснить, чем занимается каждый специалист, участвующий в создании кинопроизведения: художник по костюмам одевает актёров соответственно эпохе, социальному положению и характеру персонажей; гримёр исправляет внешность исполнителей, добивается, чтобы облик соответствовал сути характера; а ежели картина повествует о прошлом, то добивается портретного сходства артиста с конкретным историческим лицом.

Ассистент режиссёра по реквизиту достаёт для съёмки всё то, что персонажи держат в руках, вынимают из карманов, что висит на стенах их квартир или стоит на столах учреждений. Естественно, очень важна должность директора картины. Он составляет денежную смету, определяет, сколько времени будет фильм сниматься, и старается по мере сил держать «творцов» в строгих экономических рукавицах, чтобы не было перерасхода. Директор обеспечивает съёмки всем необходимым. Он организатор съёмочного процесса.

Читать еще:  Выпечка с яблочным пюре рецепты с фото

Любая кинематографическая специальность связана с ясными, конкретными функциями. А что же делает режиссёр? Почему говорят: «Это фильм Сергея Герасимова», «Феллини в своём фильме…», «Картина Михаила Ромма рассказывает…»? Известно, что кино — искусство синтетическое, объединяющее в себе и литературу, и музыку, и театр, и живопись, что соавторами фильма являются и сценарист, и актёр, и оператор, и композитор. Однако всегда в качестве первого и главного автора называют кинорежиссёра. Но предположим, что эту должность ликвидировали по сокращению штатов. На студии нет режиссёров, только писатели, артисты, операторы, художники… Ну и что? Оказывается, фильм без режиссёра можно снять! А попробуйте обойтись без оператора или артиста! Ничего не выйдет. Мне кажется, что иногда фильм без режиссёра может получиться даже лучше, чем с иным режиссёром.

Грустное лицо комедии, или Наконец подведенные итоги

Впервые книга Эльдара Рязанова «Грустное лицо комедии» увидела свет в 1977 году. По словам режиссера, «эту книгу он пишет всю жизнь». И вот теперь вышло, по словам самого автора, финальное издание книги. В ней Эльдар Александрович сообщает поклонникам его таланта и любителям его творчества о том, что книг больше не будет и новые киношедевры автор также не собирается снимать.

Эта книга – своеобразный творческий отчет знаменитого кинорежиссера, отчет перед зрителем и читателем, откровенные воспоминания человека, пытавшегося возможными средствами и талантом изменить эпоху. И несомненно, что его вклад в изменение нашего сознания, а соответственно и эпохи, огромен. «Гусарская баллада» и «Берегись автомобиля», «Ирония судьбы» и «Служебный роман», «Вокзал для двоих» и «Небеса обетованные» – эти фильмы Эльдара Рязанова стали классикой отечественного кинематографа и неотъемлемой частью нашей жизни.

Об истории их создания вы и узнаете из книги, которая «потолстела» в последней редакции на девять глав. Отдельные главы книги посвящены совсем недавним работам – «Ключ от спальни», «Андерсен. Жизнь без любви», «Карнавальная ночь–2». Это изнанка кинематографа со всеми его плюсами и минусами. История дружбы и ненависти, любви и предательства.

Он не хотел снимать кино. Он мечтал стать писателем, а чтобы хорошо узнать жизнь, даже поступал в мореходку. Теперь он почти воплотил детские мечты и не расстается с пухлым блокнотом, когда бывает на своей валдайской даче. Может быть, именно из этого блокнота и появится новая книга Рязанова-писателя. А в перерывах он садится на моторку и рассекает волны этого удивительного озера. Наверняка в этот момент он что-то обдумывает…

Автор признается, что писателем захотел стать еще в восьмом классе, а чтобы лучше узнать жизнь, как и положено настоящему писателю, сознательно выбрал для себя нелегкую профессию. Так что блистательный, хоть и тернистый, путь Рязанова-режиссера можно рассматривать лишь как прелюдию к мечте его детства…

«Рассказать об этой книжке очень сложно. Здесь про все – про фильмы, большинство артистов, учителей. Разные истории о том, как мне запрещали, а запрещали много. Что запрещали, какими поправками мордовали – здесь про все написано», – говорит сам автор.

Корреспонденту «ЧВ» удалось встретиться с мэтром и задать ему несколько вопросов. Мы заранее договорились, что будем говорить не о кино, а о книгах.

– Раньше нашу страну называли самой читающей в мире. На Ваш взгляд, сейчас ситуация катастрофическая? Читать перестали?

– Самая читающая страна превратилась в самую торгующую. И это для меня лично огромная потеря.

Мы жили в холоде и голоде в коммуналках, но постоянно были вместе и постоянно читали. Когда пришли удобства, они изменили критерии жизни и наше единство. Очень многое из того, что было тогда хорошим и настоящим, вытеснило материальное благополучие. И все это отодвинуло книгу на обочину.

Любое поколение не делится по горизонтали, в нем всегда в большей или меньшей степени присутствуют идеалисты. Сейчас их стало меньше, как меньше стало и образованных людей. Преобладают те, кто ценит и любит не знания, а набитый живот.

– Как Вы относитесь к утверждению, что традиционная книга потихоньку отмирает или, как минимум, отходит на второй план, уступая свое место аудиокниге и ридерам?

– Если брать конкретно меня как читателя, то аудиокнига вытесняет традиционную исключительно из-за болезни глаз. Но это единственная причина. Мне кажется, что традиционная книга не исчезнет. Для многих людей важно визуальное восприятие текста, перелистывание станиц, объем. Хотя, конечно, определенные удобства новые технологии принесли. Скорее они будут сосуществовать вместе.

Читать еще:  Десерт банан творог сметана

– Что Вы сейчас читаете?

– Недавно прочел с большим удовольствием Льва Анненского «О поэтах». Прекрасная книга о русской советской поэзии. Еще прочел скандальную биография Чехова, которую написал английский исследователь, заслуженный профессор Школы современных языков лондонского университета «Куин Мэри» Дональд Рейфилд. Читал последние книги Василия Аксенова, Леонида Зорина, моих любимых поэтов Юрия Левитанского, Давида Самойлова, Беллу Ахмадулину, Константина Исаковского… Главным наслаждением в жизни для меня всегда было чтение.

– А кого бы Вы отметили из наших современных молодых авторов?

– Новых я тоже читаю, но мало кто запоминается. Понравились биографии Пастернака и Окуджавы, которые написал для серии «ЖЗЛ» Дмитрий Быков. Да мне и стихи его тоже очень нравятся. Что-то я принимаю, что-то нет, но совершенно точно это мой писатель.

– Вы сказали, что с книгами и фильмами все покончено. Неужели больше ничего не будет?

– Я сделал программу об Александре Вертинском, которого люблю с юности. Еще в 1946 году я был на его концерте, когда он вернулся в СССР. И я очень хотел сделать о нем программу.

Эльдар Рязанов: «Пришло время закругляться. »

«Эту книгу я пишу всю жизнь», — сообщает Эльдар Александрович в авторском вступлении. И это — чистая правда. Первая книга режиссера «Грустное лицо комедии» вышла в далеком 1977 году. С тех пор она несколько раз дополнялась, переиздавалась. И сегодня в книжные магазины столицы поступит финальное издание.

О том, что больше Рязанов ничего не напишет, недвусмысленно сообщает название — «Наконец подведенные итоги». О том, что и снимать кино мэтр не собирается, он сообщает читателям сам. «Комсомолка» с любезного разрешения издательства «ПРОЗАиК» публикует фрагменты книги.

О «КАРНАВАЛЬНОЙ НОЧИ-2»

Весной 2006 года я пришел к руководителю Первого канала Константину Эрнсту. Речь шла о покупке и показе на телевидении фильма « Андерсен . Жизнь без любви». Во время беседы я вдруг брякнул: «Вы знаете, в декабре этого года исполнится пятьдесят лет, как вышла моя картина «Карнавальная ночь».

У меня, признаюсь, не было никакой конкретной цели, кроме одной: пусть на канале знают, может быть, что-нибудь предложат. Константин Львович проглотил приманку.

— Это надо обязательно отметить! — сказал он незамедлительно.

Я согласился, но как отметить, не знал.

— Давайте мы вам построим павильон, какой у вас был в картине, — предложил Константин Львович, пока не очень понимая, что с этой декорацией можно сделать.

Возвращаясь из « Останкино », я размышлял: что я буду делать в декорации «Карнавальной ночи» пятьдесят лет спустя? Люся Гурченко еще раз споет то, что пела в нашей первой комедии? Это все уже было. Через несколько дней, вернувшись мысленно к беседе с Эрнстом, я вдруг подумал: «Вообще-то ситуация для Книги рекордов Гиннесса! Через 50 лет жив и трудоспособен постановщик ленты, то есть я; жива и замечательно работает Людмила Гурченко; жив, плодотворно трудится Владимир Зельдин (материалы к его юбилею читайте здесь), исполнивший в первой кинокартине роль клоуна».

«А что если, — размышлял я, холодея от внутреннего нахальства, — мы замахнемся на ремейк?»

Дальше было лето, отпуска, в том числе и у Эрнста. Наконец в конце сентября глава Первого канала сказал:

И тут я понял, что влип! Выпуск в эфир «Карнавальной ночи-2» планировался на 1 января 2007 года. Значит, на все про все — три месяца и десять дней. Нормальный срок для такой труднейшей работы — не меньше чем год. Психически нормальный человек никогда бы не полез в эту ловушку. Я же полез в нее добровольно. Никто меня не принуждал.

В те годы, да и теперь мы, как, впрочем, и все телезрители, очень страдали в новогодние дни. По всем «ящикам», словно сговорившись, кривлялись, пели что-то незапоминающееся, смешили чем-то несмешным одни и те же артисты, юмористы, певцы, исполнители. Казалось, идет какая-то вакханалия слабоумия, помноженного на апломб и самодовольство. Мы сразу сказали себе, что никаких эстрадных придурков у нас не будет ни за что! Вон попсу! Вон шоу-бизнес! Мы будем делать нечто другое — сюжетный фильм с талантливыми музыкальными артистами, которые почему-то никогда не участвовали в новогоднем шабаше.

Читать еще:  Датские булочки с корицей рецепт

Алена ( Бабенко , исполнительница главной роли в «КН-2». — Ред.) — замечательная, живая, трепетная актриса, которая безупречно сыграла у меня в «Андерсене». У нее оказались изумительные музыкальные данные. Электрика Гришу — Юрия Белова из первой картины с блеском заменил превосходный Сергей Безруков . Раз уж речь зашла об артистах, то, конечно, очень важен для фильма был исполнитель роли Кабачкова. По моему разумению, это должен был играть Сергей Маковецкий, и только он! Но артист оказался занят, играл главную роль в другом фильме. И тут нам помог всемогущий Константин Эрнст. Он сумел договориться с фильмом, где был занят Маковецкий. Сроки той картины удалось перенести.

Я приезжал со съемки домой около 10 часов вечера, ужинал, думал о завтрашнем съемочном дне и соображал, что я понятия не имею, что и как я буду завтра снимать. Но сил уже не было, я бухался в кровать и тут же засыпал. Примерно в три часа ночи я просыпался и шел к письменному столу, погружаясь в остатки своих умственных возможностей. Я натужно старался придумать решение сегодняшней сцены. За этим процессом я проводил время примерно до 7 утра. Потом принимался истязать себя утренней зарядкой, на которую отводил примерно час. Потом обливался холодной водой, завтракал и в 9 часов утра с тупыми мозгами уезжал ваять с помощью четырех телевизионных камер что-то «бессмертное».

Конечно, опыт, знание и умение помогли мне снять этот фильм за три месяца. Но ошибается тот, кто решит, что это была «халтура». Этого я не позволял себе никогда в жизни. Во второй «Карнавальной ночи» у меня не было времени для пересъемок, и поэтому то, что я считал не совсем получившимся, я попросту выбрасывал из окончательного монтажа ленты. Я доволен этой своей картиной. Ею мне удалось сдать (не в первый раз!) экзамен на профессионализм в очень трудном жанре. Было немало лестных отзывов не только в России , но и в США и в Израиле . Я сам к себе отношусь с большим подозрением. Все-таки возраст.

ЖЕНА ГОВОРИТ МНЕ: «ПРОРВЕМСЯ!»

Это только в песнях поют: «Еще не вечер!» Уверяю вас, вечер, и довольно поздний. Пришло время закругляться, пора прекратить свою активную деятельность в кино. Когда эта книга ляжет на магазинные прилавки, я отмечу, если удастся, свое 82-летие. Я пока еще редко чувствую себя стариком. Но все-таки хватит хорохориться, пора и честь знать. Однако я с ужасом думаю о блаженном пенсионном безделье. Слишком много примеров перед глазами, когда активная личность, резко переходя к ничегонеделанию, очень стремительно идет к смертельному финишу.

Последние годы стали годами потерь и для меня лично. Первой ушла моя жена Нина Скуйбина — у нас была трудная и счастливая любовь. А далее в течение короткого периода один за другим оставляли меня на этой земле дорогие соратники, прекрасные единомышленники, верные друзья. Михаил Матусовский, Евгений Евстигнеев , Микаэл Таривердиев , Раиса Лукина , Зиновий Гердт , Юрий Никулин , Булат Окуджава , Эмиль Брагинский , Марк Галлай, Василий Катанян , Григорий Горин , Андрей Петров . Кажется, двадцатый век, уходя, мстительно забрал с собой лучших, не оставляя их для жизни в грядущем столетии. Несколько лет назад умерла и моя первая жена Зоя Фомина , с которой до конца мы поддерживали хорошие отношения.

Если бы не Эмма ( Абайдуллина , нынешняя жена Рязанова. — Ред.), то, может, и не стоило бы жить. Она говорит мне часто:

— Ты за меня держись.

Говорит как бы в шутку, а на самом деле очень серьезно. А я отвечаю, тоже вроде с юмором, а на самом деле всерьез:

— А я только за тебя и держусь.

Мы с ней, как лошади, которые вместе кладут головы одна на холку другой. И оттого, что мы вдвоем, мы еще живы. Я помаленьку глохну, все больше и больше. Скоро стану совсем глухарем. А Эмма говорит:

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector