1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Все мы не любили их в школе

Почему дети не любят школу?

Вопрос , конечно, спорный: не все дети, и не все «возрасты»: многим нравится учится и постигать науки, общаться, развиваться: вопрос отношения. Но в целом считается, что школу не любят. Не конкретное здание, а как то место, куда надо ходить с понедельника по субботу.

Извечный вопрос: «кто виноват?» и «что делать?» Кто виноват? Только не ребенок: министерство образования, родители, учителя, администрация школы, все вокруг. Что делать? Да ничего: всех все устраивает. Ходим, ворчим, учимся для вида.

Ребенок , закончивший садик, очень хочет в школу. Первоклассник ждет каких-то новых открытий, занимается, с удовольствием ходит на уроки, интересуется всем вокруг. Начальная школа обычно проходит у массы детей «на позитиве». Зависит, конечно многое от учителя и от воспитания (семьи), но в целом в начальной школе такого массового понятия как «не хочу в школу» не прослеживается. Ведущий вид деятельности — игра: ребята играют, ну и учатся конечно тоже, общаются в игровой форме. Но всегда играть нельзя.

В пятом классе ребенок еще хочет учиться, но, уйдя от одного, основного учителя (которого в идеале потом помнит всю свою жизнь и, опять же в идеале, благодарит), немного теряется в многообразии предметов и учителей, у которых разные требования, методика, отношение к своей работе. У ребят появляются свои, новые интересы, которые «не стыкуются» с тем, что просит учитель. Отсюда и разногласия.

Мы медленно заходим в переходный возраст, когда у ребенка образуется свой мир на основе множества факторов: семья, окружение друзей, школа. Подробнее в статье канала. Тут многое зависит от этих трех факторов и от других. В какую компанию попадет, как поддержат в семье, как «подкорректируют» в школе: так и пройдет этот сложный возраст. Но тех, кто хочет ходить в школу в этом возрасте, немного. Если им дать выбор, мало бы кто пришел, даже если им в глубине души интересно и тяга к знаниям есть. Конечно, есть и те, кто хочет.

После 9 класса те, кто учиться не хочет (или те, кто нацелен именно в пту или колледж (таких не так и много)), поступают туда, куда могут. В ссузы берут всех, кто хочет, иногда даже с формальными экзаменами, по результатам оценок аттестата (лишь бы учились) и ОГЭ. В вузы же — не всех. Нужно сдать хорошо ЕГЭ. Вот это может быть мотивирует некоторых товарищей: сдать экзамены хотя бы на проходной балл.

В 10 класс многие переходят по родительским просьбам: не все идут туда добровольно. Учиться, как это было раньше модным и престижным, сейчас не очень считается. Элитные школы — не в счет. Речь о среднестатистической школе. Но в это время многие школьники просыпаются, к середине 10 класса, например, многим хочется в школы общаться с одноклассниками, многие «прикипели» к учителям, то есть в школу идти хочется. Но если им дать выбор, отменив экзамены по итогам 11 класса, многие просто ходить в школу не будут (если не родители, конечно).

Меня не любят в школе.

Меня не любят в школе…

Под словом не любят, будем подразумевать различную степень негативного отношения к ребёнку: избегают, плохо относятся, дразнят, травят и т.д. Ребёнок живёт с болью, страхом, злостью, одиночеством. В школе проходит огромная часть жизни человека от 6 – 7 до 15-17 лет. И тот опыт, который мы выносим из школьных стен, способен очень сильно влиять на нашу дальнейшую жизнь.

Чтобы не утонуть в деталях, посмотрим на тему непринятия ребёнка в общем. Ребёнок пришёл в школу. Школа – это система со своими ценностями и правилами. В школе ребёнок встречается с коллективом – классом, который, несмотря на то, что состоит из разных детей, является целостной системой. Ребёнок – тоже представитель системы – семейной. И так, встретились три системы: семейная, школьная и классная. Если ребёнок вписывается в эти системы, то он спокойно, реже – радостно ходит в школу. Если нет, тогда ученик может с болью сказать: «Меня не любят в школе…»

Для начала выделим два направления: ребёнка «не любят» сверстники и ребёнка «не любят» учителя.

Рассмотрим непринятие детским коллективом. Кто может вызвать неприязнь многих или нескольких человек?

  • Неумеющие общаться со сверстниками дети (агрессивные; конфликтные; так же — неуверенные в себе; и те, кто демонстрирует своё превосходство).
  • Дети, отличающиеся по внешнему виду или по психологическим особенностям от остальных (очень упитанные, неуклюжие, в очках, с физическими недостатками и т. д.)
  • Дети, сильно реагирующие на насмешки и поддразнивания
  • Дети, кого учителя считают плохими. Это актуально для младших классов. В младшей школе дети очень сильно прислушиваются к мнению учителя.
  • Дети с ценностями и мотивацией, отличающимися от большинства класса.

Остановимся более подробно на каждом пункте

Ребёнок не умеет общаться со сверстниками.

Это может происходить по психологическим причинам, неврологическим, а иногда эти причины объединяются.

Так, например, ребёнок конфликтен, агрессивен и не умеет сдерживать себя. Возможно, он одинок в семье, не принимаем родителями и с миром может взаимодействовать только через нападение. У ребёнка могут быть проблемы неврологического порядка. И тогда он не может сдерживаться из-за процессов, происходящих в его нервной системе. В любом случае необходимо родительское участие: изменение стиля воспитания в семье – в первом случае и обращение к специалистам: неврологам, психоневрологам, психологам, остеопатам – во втором.

Читать еще:  Драники картофельные через мясорубку рецепт

Кого ещё не любят? Детей неуверенных в себе. Почему у одного школьника есть уверенность, а у другого нет? Возможно потому, что одного ребёнка родители принимают, поддерживают и у него есть внутреннее ощущение, что он ОК, другого же, конечно, из лучших побуждений критикуют, постоянно воспитывают и у него складывается чувство, что «со мной не всё в порядке». Какой ребёнок, по вашему мнению будет привлекать насмешки и издевательства? Правильно – второй.

Ещё чувство НЕ ОК может передаваться «по наследству». Здесь очень сложная химия, но суть такова, что если родитель считает себя недостаточно хорошим, то и ребёнок с большой вероятностью будет чувствовать себя так же. Здесь поможет работа родителя над собой. И если родитель сможет измениться, изменения ребёнка не заставят себя долго ждать.

Дети, отличающиеся по внешнему виду (полные, худые, высокие, низкие, в очках, с косметическими дефектами) Удивительно, но неоценимую помощь такому ребёнку могут оказать опять родители. Если родители отличительную черту ребёнка считают его особенностью, то и ребёнок сможет спокойно с этим жить, а если родители полагают, что у ребёнка недостаток, он примет точку зрения взрослых. Вспоминаю двух полных девочек, первая всю школу промучилась от своей полноты, а вторая на это не обращала внимания. Про неё мама гордо говорила: «Вся в папину породу», а папу они обе любили.

Другой способ решения проблемы – найти ребёнку то занятие, тот коллектив, в котором школьник будет чувствовать себя успешным. Это укрепит позитивную самооценку ребёнка, что в свою очередь отразится на взаимоотношениях со сверстниками.

Дети, сильно реагирующие на насмешки и поддразнивания,

часто вызывают желание сверстников продолжить приставание. Если поддразнивание происходит систематически, получается замкнутый круг: чем больше их дразнят, тем более беспомощными и ущербными чувствуют себя дети. Чтобы разорвать эту последовательность, можно:

1. Изменить отношение к дразнилке. Например, мальчика дразнили «Глеб — хлеб» Это сильно задевало ребёнка, и дразнилки продолжались. В один, прекрасный момент мальчик сказал себе: «Хлеб – всему голова», приставания прекратились.

2. Стать «учёным по поведению» и проводить эксперимент над дразнящим: Находить связь между поведением «учёного» — того, к кому пристают и поведением задиры. В этом случае происходит обмен ролями между «преследователем» и «жертвой». Ребёнок находит такое своё поведение, которое не привлекает обидчика.

3. Полезно просвещать детей в отношении «языка тела». Некоторые дети сразу забиваются в угол или впадают в бессильную ярость, тем самым как бы зазывая подразнить себя. Принимая позу уверенного, спокойного человека можно разорвать порочный круг дразнилок.

Дети, чьи ценности и мотивация отличаются от большинства класса. Класс – это система и если ребёнок не находит там принятия, можно эту систему сменить на другую, подходящую. Вспоминается случай, когда в элитной школе жизнь девочки была невыносимой, одноклассники относились к ней с пренебрежением. Она была «не того уровня» (с низким по сравнению с классом достатком). Когда девочка перешла в «обычную» школу, то стала душой класса. Другой пример: у подростка разошлись отношения со сверстниками, т.к. у класса не в почёте стало учиться. В профильной школе мальчик быстро сдружился с ребятами, у них нашлись общие интересы.

Ну вот, мы добрались до второй части вопроса. А именно: «Меня не любит учитель» В этой ситуации так же важно разобраться в причинах. Сначала поговорите с ребенком. Не обвиняйте, а скажите, что Вы переживаете за него и Вам нужно понять, что делать. Когда ситуация прояснится, можно поговорить с учителем. Хорошо, если у вас при необходимости возникнет сотрудничество. Например, девочка боится отвечать у доски, и учитель согласится спрашивать её с места.

Если причина в ребёнке – постарайтесь вместе с ним её устранить. Очень важно, чтобы ребёнок чувствовал в вас опору. Не старайтесь всё решить за ребёнка. Бесценный опыт преодоления трудностей ему очень пригодится в жизни.

Причина может быть и в учителе, ведь учителя тоже люди. Если переговоры не принесли желательного результата, то возможен переход к другому педагогу. Здесь важно не ошибиться, иначе проблема может продолжиться с другим учителем и с другим классом.

Почему для многих детей школьные годы превращаются в каторгу

Не хочу учиться!

«Дочка терпеть не может учебу. Вижу, что школа ей не мила: каждое утро в отвратительном настроении идет туда, ищет любой повод пропустить хотя бы парочку уроков. Кричит, что ей «там» неинтересно, что не видит смысла «во всех этих математиках и географиях», поскольку все равно она хочет стать блогером. Домашние задания — со скандалами, хамит учителям: мол, а чего вы достигли? Причем девочке 10 лет, что же будет дальше? Как объяснить ей, что без среднего образования даже блогером не стать?»

Фото Павла Чуйко

Это письмо пришло к нам в редакцию от минчанки Ольги Савельевой. Помочь читательнице разобраться с проблемами ее дочки мы попросили старшего преподавателя кафед­ры психологии и управления Минского областного института развития образования психолога Ирину Ботяновскую.

Читать еще:  Готовим ленивые голубцы в мультиварке

— Мамы в последние годы часто говорят о том, что их дети не хотят ходить в школу, не хотят делать уроки и вообще не видят смысла в образовании, — констатирует Ирина Викторовна. — При этом все дети-дошкольники хотят быть взрослыми и, рассматривая школу как необходимый «атрибут» взрослости, хотят ее посещать. Но… На эту тему есть два анекдота. Первый анекдот еще от Юрия Никулина. Молодые супруги первого сентября провожают сына в первый класс. Новая форма, цветы… После уроков встречают его, дома он бросает портфель на диван и говорит: «Что же вы меня не предупредили, что эта волынка на 11 лет?!» Второй анекдот — из интернета. После уроков родители встречают сына, дома он бросает портфель на диван и говорит: «Папа, ты говорил, что это первый класс, а это даже не экономкласс. »

— То есть, столкнувшись с реальностью школьных будней, дети в шоке: получается, они не так себе все представляли?

— Отчасти. Одним из важных навыков дошкольника является умение трудиться, особенно тогда, когда хочется побездельничать. Этот навык незаметно, легко, играючи формируется в игре дошкольника (такой вот каламбур). Если опомниться позже — сформировать его сложнее. Но возможно. А на умении трудиться, как на фундаменте, в школе формируется умение учиться.

— Бывает, родители не являются для ребенка вдохновляющим примером: бывший «двоечник» папа стал процветающим бизнесменом. А сколотить приличное состояние ему помогли не интегралы с теоремами и не зазубренные стихи.

— Действительно, порой ребенок не хочет учиться, потому что «папа так сказал». Вот вам история из жизни. Отец пятиклассника Кирилла, с которым я знакома, — успешный хозяин сети автомастерских. Мужчина не уважает школу и считает «походы в нее бесполезной тратой времени». Об этом же говорит в открытую и Кирилл: «Папа нанял себе бухгалтера и мне наймет, зачем мне ваша тупая школа?!» Для ответа на этот вопрос я прибегаю к модели «интеллектуального порога» Г. Перкинса, который на основании значительного числа исследований сделал вывод, что для овладения каждой деятельностью нужен свой необходимый и достаточный уровень интеллекта. Если интеллект человека ниже допустимой границы (ниже минимального, нижнего порога), он не сможет освоить ту или иную деятельность и успешно в ней реализоваться. И чем умнее человек, тем успешнее он будет в рамках своей деятельности. Если же его интеллект превышает верхний, максимальный порог, то это совершенно не означает, что его результативность в данной деятельности взлетит до небес. Тут не все так однозначно… Правило работает только внутри нижнего и верхнего порогов.

Если человек «умнее, чем надо» для данной деятельности, в силу вступают иные факторы (личностные черты, мотивация и т. д.), но уже никак не интеллект. Слишком умный депутат непонятен электорату. И этот эффект работает во всех случаях по отношению ко всем видам деятельности. И интеллект папы — хозяина автомастерских позволил ему открыть и развить свой бизнес. Но совершенно необязательно, что его сын сможет так же. Ведь способности (и интеллектуальные — не исключение) развиваются и проявляются в деятельности. Только попробовав проехать на лошади, вы поймете, есть ли у вас способности к верховой езде. А не попробовав, мы все можем считать себя потенциально «профуканными» гениальными наездниками. Поэтому вариант не посещать школу — не вариант.

— Обратная крайность влияния родителей на отношение ребенка к школе — страх подвести маму или папу, которые постоянно твердят о том, как важна учеба.

— Скорее, ребенок будет избегать ее, а также переживать и расстраиваться даже из-за незначительных неудач. Одна девочка как-то мне сказала, что не смогла решить ни одного олимпиадного задания по математике из-за страха подвести маму. Но и тут вариант не посещать школу не поможет. На вопрос о том, зачем ребенку среднее образование, я предлагаю ответить самим родителям. Только не нужно вспоминать свои «школьные годы чудесные». Важно ответить с высоты своего взрослого опыта на вопрос — зачем вам работа? Причем даже не лично вам, а зачем работа человечеству? Что она дает? Какие от нее бонусы? Но в то же время какой от нее ущерб? Каковы затраты, потери? Что нужно сделать, чтобы работа приносила удовольствие и успех? И все ваши ответы, сколько бы их ни было, вы сможете объединить в 3 группы: 1) интеллект, память, мышление, внимание; 2) личность, эмоции, чувства, воля; 3) умения, навыки, сформированные именно в этой деятельности и полезные именно для нее.

Как, например, дальнобойщику, мягко скажем, не очень пригодится умение печь пироги, так и ребенку в учебной деятельности не всегда понадобятся навыки рисования или игры на каком-нибудь музыкальном инструменте. Но они не будут лишними. Это важно осознать и донести до сына или дочери. Те же группы факторов успешности (назовем их так) будут и у ваших детей в школе. «Неинтересно учиться» — это про то, что ребенок не умеет пользоваться в полной мере произвольными (от слова «воля») мышлением, памятью, вниманием. Видите связь? Произвольные познавательные процессы — это сплав интеллекта и личности. Детсадовец, который привык бросать игру, как только она ему надоела или как только он начал в ней проигрывать, так же привычно готов бросить и учебу в школе. А бросить-то ее нельзя. Иначе потом этот ребенок, уже став взрослым, так же при малейших трудностях бросит и работу, и семью…
pixabay.com

Читать еще:  Восточные гренки из лаваша фото рецепт

— А что насчет понимания ребенком глобального смысла учения? Для современных детей устрашающие фразы родителей «Пойдешь вагоны разгружать» или «Будешь всю жизнь на побегушках» уже не аргумент.

— Думаю, это и для многих из нас не аргумент. Большинство родителей до сих пор не понимают, зачем им тот объем информации, который они получили в школе. Но важна в данном случае не информация, а интеллект, который развивается при осваивании информации. Как спортсмену для рекорда необходимы развитые мышцы, так и школьнику нужны развитые интеллектуальные процессы. Кропотливо, изо дня в день, в школе и дома, выполняя домашние задания (те, которые нравятся, и особенно те, которые скучные и неинтересные), интеллектуальные и личностные качества оттачиваются, шлифуются, как алмаз. И только в процессе длительного систематического обучения, а не разового стремления все взять «с наскока».

Школа — не спринт, а скорее марафон. И чтобы его успешно «пробежать», надо готовиться заранее, нужны постоянные «тренировки» в виде уроков и домашних заданий. Ведь все понимают, что марафонец, пропустив тренировку, например, по болезни, долго и трудно восстанавливается. Так почему же пропуски ребенком уроков расцениваются как нечто несерьезное и порой поощряемое родителями? Я сейчас говорю конкретно о прогулах, а не о пропусках по уважительной причине.

Не следует забывать и об эмоциях. И дело тут опять-таки не только в школе. Именно родителям необходимо учить ребенка управлять своими эмоциями, понимать их, осознавать. И сделать это не так сложно, как иногда кажется.

— Еще одна проблема, почему ребенок отказывается ходить в школу, заключается в том, что учреждение образования — это социальный институт, в котором нужны навыки социального взаимодействия. А с этим у современных детей бывает туго.

— Совершенно верно. Нужно уметь общаться со сверстниками — это раз. И со взрослыми (педагогами, администрацией, родителями) — это два. Например, если школьник скандалит, ругается, дерется со сверстниками, если не умеет идти на уступки или отстаивать свое мнение, если у него не получается соотносить свои желания с желаниями окружающих, ему может быть некомфортно в любом социуме. Или же другим людям становится некомфортно с ним. Это может создать определенные сложности для ребенка. Если он не умеет слушать и слышать взрослого, не умеет следовать правилам, хамит и грубит или, наоборот, замыкается, боится и злится, это тоже не упрощает его жизнь. И это ведь не только про школу. Но и школа — не исключение. Развитые навыки взаимодействия пригодятся в любом социуме.

— Давайте дадим родителям маленьких нехочух несколько советов, как облегчить ребенку учебу и полюбить ее.

— Не ругайте сына или дочку, когда они жалуются на усталость. Не запугивайте, не угрожайте, не называйте лодырями. Но и не потакайте их желанию пропускать школу. Лучше помогите с самоорганизацией. Учеба — такая же ответственная и трудная работа для вашего ребенка, как и ваша работа для вас. Умейте радоваться даже маленьким успехам своего школьника и сопереживать его неудачам. Не обесценивайте детский умственный труд!

Разговаривайте о людях и их поступках. Анализируйте причины, результат и целесообразность слов и действий в разных ситуациях разных людей, включая вас и вашего ребенка. Рассматривайте альтернативы. Этот навык поможет школьнику лучше понять своих одноклассников и учителей.

Учите сына и дочку аргументированно отстаивать свою точку зрения. А для этого не отмахивайтесь от детских вопросов и сами задавайте их.

Не делайте уроки ЗА младшеклассника, но первое время делайте их ВМЕСТЕ с ним, постепенно уменьшая помощь и оставляя за ребенком право обращаться за ней к вам в случае, когда он сам не справляется.

Сидение за уроками «до посинения» — не лучший вариант. Чередуйте периоды активности с периодами отдыха. Причем под отдыхом нужно понимать не лежание перед телевизором или «серфинг» по соцсетям, а смену деятельности. А для этого, вероятно, и вам придется оторвать себя от компьютера и заняться чем-то вместе с ребенком. И никаких уроков ночью!

Обязательно планируйте совместное времяпрепровождение в выходные. Это не только поможет ребенку восстановиться к началу следующей учебной недели, но и укрепит ваши семейные отношения. Порой простой поход в лес или парк может стать незабываемым маленьким приключением…

Однако не следует перегружать воскресенье большим количеством развлекательных мероприятий. Это чревато двумя негативными моментами — физической и эмоциональной усталостью. В этом случае проснуться в понедельник в школу ребенку будет еще сложнее.

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ МАЛЕНЬКИМ НЕХОЧУХАМ, КОТОРЫЕ НЕ ЛЮБЯТ УЧИТЬСЯ

♦ Даже если ты не можешь сделать какое-то задание сегодня, знай: если приложить усилия, оно покорится тебе завтра. Важно не бросать начатое на полпути.

♦ Не знаешь — спроси. Можешь — помоги.

♦ Извлекай опыт из ошибок. Он обязательно пригодится тебе в будущем.

♦ Участвуй в конкурсах, играх, соревнованиях.

♦ Цени в людях их уникальность, а в событиях — возможность.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector